Реставрация в процессе
Графика
КМЗ/КХМ КП-7766 Честняков Е.В. «Гости. Эскиз к картине «Коляда».
Бумага, акварель, карандаш цветной, 35,5х56 см
Сохранность до реставрации:
Произведение выполнено в сложной смешанной цветной технике с использованием акварели. Помимо этого лист был сдублирован (приклеен) автором на еще один лист бумаги. Пожелтение бумаги общее, по всей поверхности листа, запыленность общая. В процессе бытования лист был сложен в несколько раз и, судя по повреждениям, находился в таком состоянии продолжительное время. Места сгибов листа превратились в крупные разрывы и изломы, которые разделили лист на 10 одинаковых частей, там где линии сгиба пересекались, образовались утраты, которые вместе с изломами в двух местах подклеены автором полосками ткани и фрагментами бумаги. На обороте имеются надписи карандашом и чернилами.
Также две части листа, которые при сложении оказались снаружи пострадали от излишнего увлажнения, а так же от клея с тканевых полосок: на оборотной стороне листа образовалось крупное бурое пятно, с лицевой стороны проступили розовые пятна, появились твердые клеевые загрязнения, впитавшиеся в бумагу, присутствуют приклеенные фрагменты бумаги, чужеродной для авторского листа.
На лицевой стороне красочный слой находился в удовлетворительном состоянии, но присутствовали утраты в областях разрывов и изломов, а так же в некоторых областях красных — осыпи.
Художник-реставратор Кочетова Д.Р.
Реставрационные мероприятия:
Одной из важнейших задач было уберечь акварельный красочный слой от растворения водой при промывке листа. Для этого необходимо было его закрепить специальным составом несколько раз. Лист был промыт от желтизны и водорастворимых загрязнений, как только это стало возможным. Далее проводилась химическая обработка по пятнам, а затем и общая химическая обработка всего листа, после чего лист обязательно промывался от реагентов и продуктов распада химических реакций. Далее проведены подклеивание разрывов, укрепление изломов и восполнение утрат. Восполнение утрат проводилось с помощью специально приготовленной бумажной массы. После этих процессов можно было укрепить основу листа дублированием на реставрационную бумагу. После дублирования лист высушивается в прессе до полной стабилизации клея и можно приступать к тонированию мест, где были утраты основы и красочного слоя. Как только тонировки выполнены, реставрацию можно считать законченной. На данный момент реставрация завершена и произведение находится в фондах музея.