История музея
Музей древностей Костромской губернской учёной архивной комиссии (1891 - 1912 гг.) и Романовский музей (1913 – 1917 гг.).
Начало музейному делу на Костромской земле было положено во второй половине XIX в. Среди небольших ведомственных музеев (Естественно-исторический музей Костромского губернского земства, Музей пчеловодства, Кустарный музей и др.) особо выделялся Музей древностей Костромской губернской учёной архивной комиссии (КГУАК). Именно ему было суждено стать прародителем современных костромских музеев.
С 1885 г. в Костроме действовала Костромская губернская учёная архивная комиссия, ставившая своей целью сбор и изучение письменных и вещевых свидетельств прошлого. Сбор предметов осуществлялся разными путями: сотрудники просматривали дела местных упреждений, предназначенные к уничтожению, проводили археологические раскопки курганов и археологических стоянок, принимали дары от частных собирателей и коллекционеров. Однако, не смотря на то, что собирательская деятельность осуществлялась с первых лет существования комиссии, музей был открыт только в 1891 г. Главным препятствием к открытию музея было отсутствие помещений. Первые помещения в здании Дворянского собрания на Павловской улице г. Костромы, безвозмездно переданные костромским дворянством, были получены благодаря ходатайству председателя КГУАК Николая Николаевича Селифонтова. Он же выступил и как инициатор создания при комиссии особого отдела, который должен был исследовать связи царской семьи с Костромским краем. В 1895 г. в преддверии празднования 300-летия со дня рождения Михаила Федоровича Романова и 300-летия со дня его восшествия на престол, члены комиссии ходатайствовали о присвоении этому отделу названия Романовского. Отдел был открыт 26 августа 1897 г.
Сотрудники КГУАК выполняли все функции современного научного сотрудника музея: сбор, хранение, описание и изучение предметов. На данном этапе все, действительно, делали всё. Николай Николаевич Селифонтов, Иван Васильевич Миловидов, Иона Дмитриевич Преображенский, Николай Михайлович Бекаревич, Иван Александрович Рязановский, Николай Николаевич Виноградов – именно эти люди заложили основу музейного дела на Костромской земле.
В конце XIX – начале XX вв. музей постепенно эволюционировал, превращаясь из музея с закрытым хранением, предназначенного, прежде всего для специалистов, в публичный музей в особом, специально построенном для него здании.
19 мая 1913 г. в присутствии императорской семьи состоялось открытие здания Романовского музея. Его строительство по проекту архитектора Н.И. Горлицына велось с 1909 г. на средства, собранные по подписным листам, при поддержке губернской власти, органов местного самоуправления, широких слоёв общества. Центральное место в экспозиции музея отводилось отделу, посвященному династии Романовых. Наряду с историческими документами, археологическими находками и предметами старины в музее экспонировались художественные произведения. Так в новом музее было несколько отделов и специализированных помещений:
- Зал, посвященный царствующему дому Романовых.
- Собрание гравюр и литографий, пожертвованных Константином Николаевичем Козыревым.
- Собрание церковных древностей.
- Зал нумизматики.
- Зал доисторических древностей.
- Собрание этнографии и предметов народного быта.
- Зал заседаний архивной комиссии.
- Зал, посвященный г. Костроме и Костромскому краю.
- Архив и библиотека Архивной комиссии.
Однако вскоре после открытия музея деятельность Костромской губернской учёной архивной комиссии практически прекратилась. Одной из причин было то, что членам КГУАК не удалось добиться полного государственного финансирования музея. Кроме того, с момента отъезда из Костромы в 1912 г. губернатора П.П. Шиловского, руководившего архивной комиссией, перестали собираться общие собрания, а в 1913 г. закончились полномочия Совета КГУАК. Для обеспечения сохранности предметов была создана временная комиссия, в которую, по просьбе нового губернатора Ивана Владимировича Хозикова, были включены члены КГУАК Александр Иванович Черницын, Сергей Иванович Бирюков и др.
Музей Местного края (1917 – 1924 гг.) и Костромской государственный областной музей (1924 - 1929 гг.)
В 1917 г. после Февральской революции здание Романовского музея перешло в собственность города, который передал его в распоряжение Костромского научного общества по изучению местного края (КНОИМК). Костромское научное общество было создано в 1912 г. и отличалось от КГУАК большей широтой научных интересов, и в то же время ограничивало территориальные рамки своей деятельности границами Костромской губернии. Непосредственным импульсом к созданию общества стало проведение в рамках празднования 300-летия династии Романовых губернской земской выставки. Устроители выставки решили организовать особый отдел, посвящённый Костромской губернии в «естественно-историческом, географическом и этнографическом отношениях». Создание отдела было поручено местным научным силам, давно желавшим объединиться в целях упорядочения краеведческих исследований. Подобная попытка была предпринята ещё в 1899 г., когда группой заинтересованных лиц был организован кружок «Любителей естествознания». Кружок не был зарегистрирован, но разработанный для него устав, существенно переработанный в сторону расширения сферы научных интересов, и был использован для оформления нового объединения, получившего название «Костромское научное общество по изучению местного края». 16 апреля 1912 г. устав общества был утвержден Костромским губернским по делам об обществах присутствием. 5 мая состоялось первое заседание, на котором председателем правления общества был избран комиссар губернской выставки Иван Васильевич Щулепников. В фонде библиотеки Костромского музея-заповедника хранится один из двух оригинальных экземпляров Устава Костромского научного общества с собственноручными подписями учредителей: Вячеслава Ильича Болотова, директора дворянского пансион-приюта, не вошедшего в правление, но ставшего членом общества; Александра Степановича Валевачева, гидротехника губернского земства; Александра Александровича Иванчина-Писарева, заведующего отделом народного образования губернского земства и Василия Ивановича Смирнова, преподавателя 1-й мужской гимназии в г. Костроме. Судя по надписи на третьей странице «2 й экземпляр получил В. Болотовъ 21 [апреля] 1912 г.», документ представляет собой как раз первый экземпляр устава, оставшийся на хранение в Присутствии, а затем попавший в библиотеку Костромского музея. Об этом свидетельствует наличие на первой странице визы заведующего делопроизводством Присутствия, а так же штампов канцелярии костромского губернатора и научной библиотеки костромского музея. Штамп КНОИМК, ставившийся на документы и книги, принадлежавшие обществу, отсутствует.
Получив в распоряжение Романовский музей, КНОИМК перевезло туда экспонаты собственного музея, поскольку своего музейного здания общество не имело, и с момента образования пользовалось наемными помещениями. В это же время по ходатайству КНОИМК постановлением городской думы музею было присвоено название «Музей местного края». Чуть позже в фондах музея оказались и предметы из Древлехранилища Костромского церковно-исторического общества, Естественно-исторического музея Костромского губернского земства, Музея пчеловодства и других музеев. Благодаря деятельности сотрудников Костромского научного общества, были спасены многочисленные предметы дворянского и церковного быта из усадеб и церквей. Этому способствовала организация уездных краеведческих обществ, а вместе с ними и музеев. Так, например, музей в Кологриве возник в 1918 г. благодаря усилиям Вячеслава Павловича Чистякова и Николая Ивановича Ладыженского, в 1922 г. - в Галиче организатором музея стал Иван Васильевич Яблоков, в 1923 г. в Чухломе музей организовал Леонид Николаевич Казаринов. Лихолетье гражданской войны было крайне тяжелым временем для музейного дела. Голод и холод, отсутствие элементарных условий для трудовой деятельности были непременными спутниками краеведов. И в тоже время в эти годы краеведение, а с ним и музейное, дело достигло больших успехов. Например, к 1-му января 1921 г. в КНОИМК состояло 369 членов, проводились экспедиции, продолжали издаваться сборники трудов сотрудников общества, работал музей. В музее имелось несколько отделов: доисторический, отдел старины и художественного быта, этнографический, кустарный, военно-исторический, художественный, церковно-исторический и естественноисторический. Еще два отдела – нумизматический и отдел гравюр за недостатком места в 1920 г. развернуты не были. В 1924 г. музей получил название «Костромской государственный областной музей». В этот период музей использовал здание Гауптвахты, где была развернута экспозиция оружия. В другом памятнике архитектуры - Ипатьевском монастыре - в конце 1927 г. открылся Антирелигиозный музей. Вскоре он был присоединен в качестве отдела к Костромскому базовому музею, а печать и штамп антирелигиозного музея были переданы директору. Это было возможно, поскольку директор музея Василий Иванович Смирнов руководил одновременно и Губмузеем. Эта организация была создана в соответствии с декретом ВЦИК от 14 сентября 1925 г. Она подчинялась губернскому отделу народного образования Костромского исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и солдатских. В её подчинение согласно этому же декрету были переданы как КНОИМК, так и Областной государственный музей. Кроме руководящих функций, в обязанности Губмузея так же входила охрана памятников искусства и старины.
22 августа 1920 г. в Костроме был открыт Музей живописной культуры по инициативе секции изобразительного искусства при Губернском отделении Наркомпроса. Непосредственным устроителем нового музея был молодой энергичный художник Николай Николаевич Купреянов, впоследствии известный советский график. Будучи лично знакомым с некоторыми деятелями Наркомпроса Н.Н. Купреянов, узнав об организации Музея живописной культуры, получил в 1920 г. в Музейном бюро отдела изобразительных искусств Наркомпроса РСФСР сорок девять произведений для Костромского музея. Создатели задумывали музей как показательно-педагогический, музей нового типа, в задачи которого входило пропагандировать современное искусство в широких народных массах, знакомить зрителей с чисто живописными методами и достижениями. Однако Музей живописной культуры просуществовал в Костроме не больше года, стремление приобщить зрителей к новому «искусствопониманию» потерпело крах. Часть произведений попала в фонды Костромского музея местного края.
В самом Музее местного края непрерывно продолжался рост количества предметов. К традиционным источникам поступлений добавляется такой канал как передача предметов из подотдела по делам провинциальных музеев, затем из Госфонда. В музее велась активная экскурсионная работа: за 1920-й год было зафиксировано более 14 тыс. посетителей, из которых более 4,7 тыс. воспользовались услугами экскурсоводов. При этом штат сотрудников музея оставался очень небольшим.
С 1920 г. заведующим музеем являлся В.И. Смирнов, научными сотрудниками Иван Петрович Пауль и Максимилиан Адольфович Вейденбаум. В 1921 г. в музее появляются помощник заведующего Фёдор Алексеевич Рязановский, препаратор Николай Александрович Калиткин, в 1925 г. делопроизводитель и счетовод Н.С. Забенкина; в 1927 г. помощник хранителя И.А. Бобров; в 1928 г. препаратор Н.И. Захарова. Состав достаточно стабильный. Но в 1928 – 1930 гг. он резко меняется…
За прошедшие десятилетия существования музея сменилось несколько поколений его сотрудников. Зачастую причиной этого были резкие повороты истории нашего государства: революции 1917 г., репрессии и разгром краеведения конца 1920-х гг., Великая Отечественная война, распад Советского государства. Потрясения 1917 г. привели к росту числа музейных сотрудников, музейное дело, «забуксовавшее» в годы первой мировой войны снова набирало обороты. Удар 1928 – 1930 гг. был нанесен по всему краеведению, и привел к новому упадку. Вряд ли вожди русской революции когда-либо недооценивали значение музеев как орудия пропаганды. Но именно накануне «большого скачка», советизация музеев стала неизбежной, появился термин «орабочивание» кадров. Старые сотрудники, чуждые идеологии молодого советского государства должны были уступить место, пусть не столь широко образованным, но идеологически подкованным товарищам. Вот как описывает начало процесса Лидия Сергеевна Китицына, коллега и супруга В.И. Смирнова: «24 авг. 1928 г. по распоряжению ГубОНО, Василий Иванович был освобожден от заведования музеем с оставлением его на должности научного сотрудника. Заведующим музеем был назначен сначала Крошкин, вскоре после него Воронин, а с переводом последнего на должность заведующего питомником собак, кажется Васильев». Но и этого оказалось мало. В ночь с 15 на 16 сентября 1930 г. В.И. Смирнов был арестован, затем последовала административная высылка в Архангельск. В руках органов государственной безопасности побывали и другие сотрудники музея. В 1930-е гг. в штате музея из старых сотрудников остался лишь М.А. Вейденбаум.
Костромской базовый музей (1929 – 1936 гг.) и Костромской районный краеведческий музей (1936 – 1944 гг.).
В первой половине - середине 1930-х гг. коллектив музея постоянно менялся. Сказалось и усиление движения людских потоков вследствие государственной политики, и изменение в статусе музея. В 1929 г. Костромская губерния была упразднена, её территория вошла в состав Ивановской промышленной области, а музей, находившийся теперь в районном центре, получил наименование Костромского базового музея (1929 - 1936 гг.). С 1936 г. с момента вхождения Костромы в Ярославскую область, он носил название «Костромской районный краеведческий музей».
В этот период многие памятники истории и культуры были безвозвратно утрачены: кражи, бесконтрольная хозяйственная деятельность наносили огромный ущерб. На музее лежала обязанность сохранения памятников старины. Так 18 ноября 1931 г. ответственный за сохранение памятников старины докладывал директору музея Николаю Степановичу Прокуратову о хищениях и повреждениях в Ипатьевском монастыре: судя по всему, дверь была взломана злоумышленниками, и часть ценных предметов похищена. А в декабре 1933 г. новый заведующий охраной памятников старины А.В. Цветков и завхоз П.П. Дормидонтов были направлены совместно с представителями Заготзерно и хлебной базой Союзмуки для выяснения степени повреждения, нанесенной ссыпкой зерна в церкви Воскресенья на Дебре. В это же время шла передача библиотеки Костромского научного общества, от которого с момента ухода В.И. Смирнова музей был отделён.
На смену высланным краеведам пришли люди далекие от музейной работы: выходцы из крестьян и рабочих, проявившие себя на партийной работе. Некоторые из них задержались в музее надолго и внесли вклад если не в развитие музея, то в его сохранение. В январе 1937 г. был утвержден новый штат Костромского базового музея в следующем составе: директор и заведующий отделом социалистического строительства – А.А. Рунтов; заведующим историческим отделом – С.И. Иванов; заведующий отделом природы – Евлампия Петровна Клепикова; заведующий фондами - Е.М. Нахалова; заведующий хозяйством – Л.М. Соколов, а так же счетовод-делопроизводитель, кассир, четыре наблюдательницы, истопник, дворник, ночной сторож, художник-препаратор и столяр.
В 1937 г. директором становится Александра Васильевна Королёва. При ней к концу 1930-х гг. в музее сформировался новый коллектив: заведующий отделом соцстроительства Е.П. Клепикова, зав. научной частью Виктор Павлович Зыбин и др.
Летом 1941 г. Костромской краеведческий музей был закрыт на консервацию. Экспозиции были свернуты, наиболее ценные экспонаты упакованы в ящики на случай эвакуации. По решению горкома партии 2-ой и 3-й этажи были временно переданы в распоряжение Ленинградской военно-транспортной академии. Штат музея был сокращен: из 20-ти сотрудников остался лишь директор. Трое мужчин ушли на фронт и погибли: заместитель директора по науке, заведующий историческим и историко-революционным отделом В.П. Зыбин, заведующий отделом природы Николай Александрович Усин, художник Владимир Фёдорович Крючков.
К жизни музей стал возвращаться в 1942 – 1943 гг., и более активно в 1944 - 1945 гг., когда на работу были приняты уже новые научные сотрудники. В их обязанность входило проведение научно-исследовательской работы, сбор материалов о Великой Отечественной войне, чтение лекций по истории Костромы, проведение ревизии и учета фондов, составление тематических планов будущих экспозиций.
Костромской областной краеведческий музей (1944 – 1958 гг.).
В 1944 г. было создана Костромская область, границы которой лишь отчасти совпадали с границами Костромской губернии, и на основании решения исполкома областного совета от 27 декабря 1944 г. № 29 с 1-го января 1945 г. Костромской районный краеведческий музей стал областным. Штат музея был утвержден в составе 13 человек (с учетом технического персонала). Из старых работников музея вернулась лишь Е.П. Клепикова. Она помнила довоенные экспозиции, и это помогало в их восстановлении. Музей должен был начать работать к 1 мая 1945 г. В условиях неработающего отопления, покрытых инеем стен, женский в своей основе коллектив построил экспозицию отдела природы, занявшую два зала нижнего этажа (1016 предметов). В вестибюле разместились две выставки: «Происхождение человека» и «Коллекция насекомых Ивана Михайловича Рубинского». В 3-х залах третьего этажа был восстановлен отдел истории (2097 экспонатов). На третьем этаже планировалось воссоздание отдела соцстроительства. Однако этим планам не суждено было воплотиться в жизнь. Костромские художники добились создания в Костроме картиной галереи, и три зала третьего этажа здания музея были переданы в её распоряжение.
Экспозиции краеведческого музея были открыты 1 мая 1945 г. Первые дни люди занимали очередь в музей - им хотелось поскорее вернуться к мирной жизни, и все её атрибуты воспринимались на «ура». В 1946 г. была создана экспозиция по истории Великой Отечественной войны. В том же году у музея появился филиал в помещениях бывшего Ипатьевского монастыря. Здесь в Троицком соборе открылась экспозиция, посвященная польско-литовской интервенции XVII в. и теме «Монастырь-феодал». Другие послевоенные выставки музея были посвящены сталинской конституции и 30-летию советской власти (1947 г.).
Первое послевоенное десятилетие было для музеев не менее тяжелым временем, чем годы войны. Катастрофически не хватало сотрудников, в конце 1950 г. в Краеведческом музее не было даже директора. Проверяющие комиссии следовали одна за одной. Они отмечали отсутствие фондовой работы и полноценного штата. Стабильность приходила постепенно…
В 1950-е гг. Краеведческий музей активно включается в хозяйственную деятельность региона. На предполагаемых к затоплению участках Костромского разлива Горьковского водохранилища совместно с Институтом материальной культуры АН СССР были произведены раскопки стоянок Борань, Станок, Ватажка, было раскопано Дурасовское городище. Остро встала проблема спасения уникальных деревянных построек, находившихся на территории Костромской низины, и музейщики подключились к её решению. В 1954 г. директором Костромского областного краеведческого музея становится Мария Михайловна Орехова, затем в музей приходят создатель экспозиций отделов природы практически во всех музеях области, таксидермист Владимир Андреевич Тяк, участник ВОВ, Александр Николаевич Павлов, бывший долгое время заместителем директора и главным хранителем, сотрудники Нина Николаевна Яблокова, Галина Григорьевна Емельянова и др. Всё это музейщики старшего поколения, уже ушедшие из жизни, но оставшиеся в памяти ныне живущих коллег.
Костромская картинная галерея (1945 - 1962 гг.)
С 1945 по 1962 гг. в залах третьего этажа бывшего Романовского музея, по соседству с краеведческим музеем существовала Костромская картинная галерея, которую долгое время возглавлял художник Анатолия Николаевича Яблоков. С этого момента и течение более 50 лет (за исключением небольшого 1962 - 1966 гг.) художественная и краеведческая части музейного дела существовали параллельно.
Согласно объяснительной записке за 1946 год картинная галерея начала свою деятельность с 1 июля 1945 г. В залах экспонировались 473 картины и 5 скульптур. За год было проведено 125 экскурсий, а всего галерею посетило 22524 человека. По штатному расписанию в галерее числилось 10 человек, из которых только один являлся научным сотрудником. Перевес в пользу обслуживающего персонала легко объясним. В тот период нужно было выживать, и на первое место вставали хозяйственные проблемы. В 1946 г. Картинная галерея провела Первую областную выставку Костромских художников. За 1945-1950 гг. был расширен круг деятельности. Кроме работы с посетителями непосредственно в залах галереи сотрудники читали лекции по изобразительному искусству и организовывали выставки на предприятиях города. Началась серьезная работа по хранению и инвентаризации фондов музея. В фондах музея на стеллажах были устроены ячейки для каждого произведения, начата окантовка ребер картин, наклейка ярлыков на картины, составлены топографические описи. Графика была размещена по размерам в папках, проложена тонкой бумагой, проштампована. Папки находились в специальных выдвижных ящиках, также оснащенных топографическими описями.
В середине 1950-х годов наблюдается подъем в работе Картинной галереи. В 1955 г. в Кострому приехала искусствовед с большим профессиональным опытом Полина Аркадьевна Кульженко. Она становится активным организатором художественных выставок, пропагандистом творчества костромских художников, исследователем отдельных произведений коллекции. В 1959 г. Картинная галерея не только предоставила свои залы для выставок советских художников – костромских и горьковских, но и организовала целый ряд передвижных выставок в селах и районных городах Костромской области. Передвижные выставки и лекции были в то время наиболее распространенной формой работы музеев. .
В 1962 г. галерея вошла в состав Костромского историко-архитектурного музея-заповедника на правах отдела. Это было проявлением всесоюзной кампании по оптимизацию затрат на социально-культурное обслуживание населения.
Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (1958 – 1978 гг.), Костромской государственный объединённый историко-архитектурный музей-заповедник (1978 – 1998 гг.), Костромской объединённый историко-архитектурный музей-заповедник «Ипатьевский монастырь» (1998 – 2005 г.).
1958 г. был создан Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Решение о создании принималось непросто. Еще были не окончательно восстановлены города, пострадавшие в годы войны, а в провинциальной Костроме хотели создавать новый музей! Один из главных организаторов музея, директор Мария Михайловна Орехова вспоминала: «Околачивать пороги начальства я начала с 1955 г. Здесь мне говорили: «Хорошо, мы посмотрим, подумаем». В Москве в Министерстве отвечали: «Добейтесь, чтобы вас поддержало местное начальство и начало хлопотать». Так длилось до тех пор, пока на пост первого секретаря Обкома [не] избрали Леонида Яковлевича Флорентьева. Он с первого раза понял, что это дело нужное. В мае 1958 г. был решен вопрос на бюро Обкома, в июне в ЦК, Совмине республики и министерстве. 30 августа Совмин своим распоряжением на базе архитектурных памятников монастыря, церкви Ивана Богослова, часовни у села Некрасова и краеведческого музея образован Костромской историко-архитектурный музей-заповедник республиканского значения». Начинается реставрация комплекса зданий монастыря, музей готовится к освоению новых площадей…
В музей приходит поколение шестидесятых: Виктор Яковлевич Игнатьев, Рената Алексеевна Попова, Светлана Сергеевна Каткова, Майя Александровна Лапшина, Татьяна Владимировна Рассадина, Сталина Дмитриевна Масалёва, Маргарита Дмитриевна Шахова, Муза Валентиновна Никешина, Наталья Алексеевна Волкова, Евгений Васильевич Кудряшов, Альберт Георгиевич Фуфалдин, Герман Леонидович Котов и другие. Многие из сотрудников сегодняшних музеев могут назвать этих людей своими учителями, поэтому радует тот факт, что некоторые из них работают в музеях области по настоящее время.
В работе музея становится всё меньше стихийности. В январе 1966 г. в целях упорядочения комплектования фондов в Костромском музее-заповеднике была создана фондовая комиссия, получившая впоследствии название экспертной фондово-закупочной. В неё вошли Николай Степанович Савин (директор музея, председатель), А.Н. Павлов, Г.Г. Емельянова, Н.Н. Яблокова, Л.М. Розина. Заведующие отделами были обязаны предоставить на её рассмотрение весь собранный материал, и практиковать это в дальнейшем. А материалов было действительно много. После долгого перерыва возобновляются этнографические экспедиции, проводятся экспедиции по сбору памятников древнерусского искусства, предметов советского периода. Предметы народного быта находят своё место в созданном в 1960 г. музее народного деревянного зодчества под открытым небом (решение Исполкома Облсовета от 3 мая 1960 г. № 387). Вывоз памятников деревянной архитектуры начался еще в 1955 г., когда из зоны предполагаемого затопления водами Костромского разлива была вывезена церковь Преображения из с. Спас-Вёжи. Решением исполкома Костромского городского совета депутатов от 16 декабря 1968 г. № 838 для музея деревянного зодчества был выделен участок земли около 20 га (к 3 гектарам, выделенным ранее), под стенами Ипатьевского монастыря, на который были свезены в разное время памятники, представляющие особенности архитектуры Костромской земли. Первая очередь музея (дом Ершова и ц. Собора Богородицы из с. Холм Галичского района Костромской области) была открыта в 1968 г. Вторая очередь музея, расположенная на реке Игуменке - в 1975 г.
В 1966 – 1967 гг. завершилось перемещение фондов и экспозиций Костромского историко-архитектурного музея-заповедника в помещения бывшего Ипатьевского монастыря. Начиная с 1963 г. были построены выставка керамики и выставка «История Ипатьевского монастыря» в корпусе келий над погребами и две выставки в «Палатах бояр Романовых». Одна из них – «Прикладное искусство в одежде, вышивках и тканях», вторая - «Архитектурные памятники Костромской области». В том же 1963 г. в помещении бывшей вотчинной конторы (она же - бывшая богадельня), начинается строительство экспозиции отдела природы под руководством Р.А. Поповой и В.А. Тяка. В 1965 г. было закончено построение экспозиции «Костромской край в XVII – нач. XIX вв.» по тематико-экспозиционному плану, подготовленному заведующим отделом Н.Н. Яблоковой в соответствии с художественным проектом заведующего художественно-оформительским отделом Альберта Ивановича Ерёмина. В Архиерейском корпусе монастыря под руководством Ариадны Борисовны Староградской строятся экспозиции отдела советского периода «Костромская область в период восстановления и развития социалистического народного хозяйства в 1945 – 1958 гг.» и «Костромская область в период развернутого строительства в 1959 – 1966 гг.». В течение 1967 г. было построено несколько новых экспозиций. Например, «Костромская губерния в период подготовки и проведения Октябрьской социалистической революции и упрочения Советской власти», которая охватывала период истории с 1917 по 1940-е гг. По итогам Всероссийского смотра музеев, посвященного 50-летию Советской власти, многие сотрудники были награждены почетными грамотами, а Н.Н. Яблокова награждена медалью «За трудовую доблесть». К 50-летию Комсомола в 1968 г. открылась выставка «Комсомол – сегодня», продолжается строительство экспозиций советского и досоветского отделов, а отдел природы в 1969 г. закончил построение экспозиции «Происхождение человека».
Постепенно росла посещаемость музея: если 1963 г. его посетили 113185 человек, то в 1970 г. уже 198272. На базе музея проходят семинары и стажировки: например, в 1969 г. съезжаются таксидермисты РСФСР для знакомства с опытом изготовления чучел и муляжей. В этот же период начинаются комплексные экспедиции по сбору этнографических материалов и предметов прикладного искусства отделом досоветского периода и отделом декоративно-прикладного искусства. Сотрудники отдела советского периода собирают материалы по строительству Костромской ГРЭС и автопешеходного моста через Волгу в г. Костроме. Костромской историко-архитектурный музей-заповедник начинает жить жизнью большого музея известного далеко за пределами РСФСР.
В это время существовала и такая форма просветительской работы как «агитвагон» отдела пропаганды и агитации Обкома КПСС для обслуживания сельского населения. Сотрудники музея непременно принимали участие в его подготовке и работе. Например, в 1972 г. агитвагон перевозил выставку «Костромичи в годы ВОВ 1941 – 1945 гг.». Выставку сопровождали сотрудники: Майя Александровна Лапшина, Майя Мстиславовна Горячёва, Лидия Леонидовна Соболева.
Одной из примет 1960-1980-х гг. становится помощь районным музеям. Большая часть из них впоследствии превратятся в филиалы Костромского историко-архитектурного музея-заповедника. Ведущие научные сотрудники командировались в районные центры для составления тематико-экспозиционных планов, непосредственного строительства и монтажа экспозиций. Это было оправдано, так как, имея возможность стажироваться в ведущих музеях страны, регулярно посещая всероссийские и всесоюзные совещания и конференции, сотрудники головного музея обладали большим опытом и могли словом и делом помочь коллегам в районах. Одними из первых филиалов стали музей в п. Сусаннино и г. Нерехте. В 1978 г. в результате реорганизации в названии музея-заповедника появилось слово «объединённый» и количество филиалов увеличилось до тринадцати.
В этот период (1979 – 1986 гг.) музей возглавлял Владимир Семёнович Соболев, до этого руководивший Государственным архивом Костромской области. Он сумел сплотить коллектив и направить его к достижению новых целей. Увеличение количества филиалов потребовало ещё более пристального внимания к ним со стороны дирекции музея. За время руководства В.С. Соболева были построены и обновлены экспозиции советского периода в Буе, Чухломе, Солигаличе; открылась археологическая выставка в двух залах Братского корпуса Ипатьевского монастыря. В июне 1984 г. музею-заповеднику была передана церковь Спаса в Красных рядах, в которой в 1986 г. открылся выставочный зал . Под руководством В.С. Соболева музей всё больше расширял научно-просветительскую работу. Вспоминает Евгений Александрович Флейман, в 1980 - 1986 гг. возглавлявший отдел научной пропаганды Костромского музея-заповедника: «Отдел научной пропаганды использовал в работе с населением в основном 2 формы музейной деятельности: 1) демонстрация передвижных выставок; 2) организация лекционной работы. Начну с передвижных выставок. С большим интересом встречали и в Костроме, и в районах выставку «История культурного строительства в Костромской области». Она была создана в 1980 г. В экспозиции – первый советский букварь со знаменитыми словами «Мы не рабы. Рабы не мы», сочинения учащихся ликбеза, фотографии и т.д. В летнее время выставку мы привозили в пионерские лагеря, а также в санаторно-лесную школу на Козловых горах.
Очень популярной была передвижная выставка «Международные связи костромичей». Построенная в 1979 г., она демонстрировалась на протяжении нескольких лет. Выставка рассказывала об экономических и культурных отношениях Костромы с городами – партнерами из Финляндии, Польши, Болгарии, Англии. Мы побывали с выставкой почти во всех филиалах музея-заповедника. Так, в 1981 г. она демонстрировалась в Чухломе и Галиче. Её охотно принимали на предприятиях, в частности, «Мотордетали», «Красной маевке», Калориферном заводе, Льнокомбинате им. Ленина. Зрители, посетив выставку, могли узнать много фактов о сотрудничестве городов. Здесь на выставке были представлены не только документы и фотографии, раскрывающие отношения между Костромой и зарубежными городами, но и памятные подарки иностранных делегаций городов, побывавших в Костроме.
Популярной была и построенная в 1981 г. к 60-летию образования СССР выставка «От Шунгенской ГЭС до Костромской ГРЭС». 10 июня 1923 г. около села Шунга Костромского уезда Костромской губернии была пущена первая сельская электростанция в нашем крае. И через 60 лет в Шунге (колхоз «Дружба») прошло торжественное собрание, посвященное этой исторической дате. Выставленная здесь для просмотра передвижная выставка создавалась на основе подлинных вещественных материалов, документов и фотографий. На одной из фотографий – Демьян Бедный в окружении шунгенских крестьян. Представлен был и центральный журнал «Электрификация» со статьей «Как шунгенские крестьяне электрофицировали свое хозяйство». Интерес представляла телеграмма шунгенских крестьян Ленину о начале работы электростанции. Материалы выставки рассказывали и о связях костромских энергетиков с энергетиками из Финляндии, Монголии и Вьетнама.
Запомнилась работа с выставкой, посвященной 80-летию РСДРП. Дело в том, что в 1983 г. в стране эта дата широко отмечалась, было даже специальное постановление ЦК КПСС о проведении юбилея, о необходимости пропагандировать «славные традиции борьбы за социализм, чтобы коммунисты и комсомольцы хорошо знали историю партии». Конечно, это постановление стало обязательным как для нашего музея, так и для других культурно-просветительских учреждений области и страны. Эта передвижная выставка на основе подлинных и фотокопийных материалов показывала, как Костромская партийная организация вела подготовку ко II съезду РСДРП, как газета «Искра» доставлялась в Кострому революционерами А.М. Стопани, Н.Э. Бауманом, Н.В. Бабушкиным, Ц.С. Зеликсон-Бобровской. Были представлены экспонаты, рассказывающие о том, как «Искра» помещала на своих страницах корреспонденции из Костромы, например, сообщение о стачке на «Кашинской» фабрике в январе 1903 г. Помню, что в работе этой выставки принял участие ветеран А.Д. Хрящев, который встречался с Лениным. С выставкой он побывал в пионерском лагере им. А.М. Горького, выступил перед учащимися профтехучилища льнокомбината им В.И. Ленина и др.
Надо сказать, что все выставки, организованные нашим отделом пользовались неизменным успехом, на них всегда присутствовали люди, которые благодарили за интересный материал. Несмотря на то, что эта работа с населением была очень интересной и убедительной, использовать её можно было далеко не везде – для выставки нужно обязательно отдельное помещение. К сожалению, в этом вопросе нам не всегда шли навстречу.
Зато лекционная работа, как более гибкая форма, шла без перерыва как на селе, так и в городах области. Сотрудники музея выезжали с лекциями на самые различные темы. Так, судя по сохранившимся в моем личном архиве документам, в декабре 1981 г. у работников племзавода «Караваево» научный сотрудник музея Лариса Станиславовна Гончарова прочитала лекцию «Их именами названы улицы Костромы», а на фермах ОПХ «Минское» в этом же месяце Сталина Дмитриевна Масалёва выступила с лекцией «Ручное ткачество в Костромской губернии» с демонстрацией образцов тканей из фондов музея. С большим интересом слушали работники совхоза «Костромской» лекцию «Ордена и медали СССР», которая также сопровождалась показом экспонатов. Музейных работников люди из сельской местности слушали всегда внимательно, встречали радушно и были благодарны за приезд. Конечно, нам хотелось бы, чтобы руководители хозяйств больше помогали, подыскивали удобное помещение для лекций, а если хозяйство отдаленное, то обеспечивали бы слушателей транспортом. Иногда они делали это, а порой и нет.
Но самой отзывчивой аудиторией все-таки были школьники. Для них мы старались сделать как можно больше: и они к нам в музей приезжали, и мы добирались на музейном автобусе прямо в сельские школы. Помню, что частыми гостями музея были школьники из села Коряково, что под Костромой. Многие школьники посещали музей в дни зимних каникул. Для них готовили интересные лекции, которые проводили прямо в залах музея. Назову некоторые темы этих лекций: «Ювелирный промысел костромского края», «Из истории холодного и огнестрельного оружия», «По страницам древних книг и рукописей». Эти лекции читались исключительно на основе музейных экспонатов, их слушали всегда с большим интересом. Лекцию о древних книгах читала научный сотрудник В.Н. Посеренина, о старинном оружии заведующий фондами А.Н. Павлов.
Запомнилась встреча музейных работников в 1983 г. с курсантами городской школы ДОСААФ, в этом же году выступление перед рабочими льнокомбината имени И.Д. Зворыкина. Тогда сотрудники музея прочитали лекции «Костромичи полководцы армии и флота» и «Боевые и трудовые подвиги костромичей в годы Великой Отечественной войны». Перед молодежью и ткачихами льнокомбината выступили Евгений Александрович Ершов, Ольга Александровна Заботкина и Лидия Леонидовна Соболева.
К нам в отдел поступали заявки на лекции из различных учреждений и предприятий, но больше всего из школ, техникумов и профессионально-технических училищ. Дело в том, что музей заключал, как тогда говорили, «коллективные договоры по лекционному обслуживанию населения». Эти договоры предусматривали со стороны музея проведение лекций в соответствии с заявками. В свою очередь учебные заведения должны были предусматривать лекции в своих учебных и воспитательных планах. Назову лекции, на которые мы получали больше всего заявок. К уже вышеназванным причислю: «Текстильная Кострома: вчера, сегодня, завтра», «Выдающиеся деятели науки – уроженцы Костромского края», «Архитектурные памятники Костромы», «Монастыри на Руси», «История Костромского Ипатьевского монастыря», «Древнерусское искусство XVI - XVIII вв.», «Древнерусская икона как исторический и художественный памятник», «Колокола и колоколитейное дело», «Денежное обращение на Руси». А к официальным датам мы получали и соответствующие им лекционные заявки, например, «Революция 1905-1907 гг. в Костроме», «Установление Советской власти в Костроме», «История Костромской комсомольской организации», «История Костромской пионерской организации».
Все те мероприятия, которые проводились в рамках нашего отдела (впрочем, как и других отделов музея) с благодарностью признавались широкой общественностью, нас знали как в городе, так и в сельской местности».
Существенные изменения в судьбе костромских музеев произошли на рубеже 1980 - 1990-х гг. В этот период Костромской историко-архитектурный музей-заповедник возглавляла Антонина Николаевна Мазерина. Под её руководством была открыта постоянная экспозиция советского периода (1989 г.), проведены Всесоюзное (1990 г.) и Всероссийское (1991 г.) совещания директоров музеев. Ей же пришлось «перекраивать» структуру музея, приспосабливая её к требованиям времени. Так, в 1991 г. были объединены отдел истории дореволюционного прошлого и отдел истории советского периода. Внутри исторического отдела были созданы два сектора: истории дореволюционного прошлого и современной истории. Отдел народной архитектуры и быта был реорганизован в филиал «Музей деревянного зодчества». В 1993 г. на базе методического и научно-просветительского отделов был создан отдел музейной педагогики, заведующим которого стала О.А. Заботкина. Пытаясь получить дополнительные источники финансирования в условиях галопирующей инфляции и социальной нестабильности, музей осваивает новые формы работы: в 1991 г. для туристов начинают устраиваться концерты колокольного звона на звоннице Троицкого собора. Продолжительность такого концерта устанавливается в 10 минут, стоимость - 25 рублей. А в 1992 – 1994 гг. организуется гончарная мастерская, в которую принимаются на работу два мастера-гончара.
В этот же период начинается передача комплекса зданий Ипатьевского монастыря Костромской епархии Русской православной церкви. Этот сложный и болезненный процесс, сопровождавшийся протестными акциями и голодовкой, проходил поэтапно.
Постановлением главы администрации Костромской области от 20 мая 1997 г. № 336 музей природы в качестве филиала Костромского музея-заповедника «Ипатьевский монастырь» перемещался из здания бывшей богадельни на территории Нового города Ипатьевского монастыря в памятник истории и культуры местного значения «Здание чайной общества трезвости и коммерческой биржи» (ул. Молочная гора, д. 3), где и находится по настоящее время. Само здание богадельни подлежало передаче в ведение Костромской епархии Русской православной церкви (московский патриархат). Заведующим музеем стал В.Н. Малов, бывший до этого старшим научным сотрудником отдела природы. Была создана рабочая творческая группа по разработке экспозиции в новом здании. Однако переезд экспозиции произошёл далеко не сразу. Решением ученого совета музея-заповедника от 6 октября 2000 г. была принята художественная концепция музея природы, разработанная группой художников во главе с В.П. Субботиным, которую было предложено использовать при дальнейшей работе по строительству экспозиции 1 и 2 этажа. В 2001 г. распоряжением департамента культуры и туризма администрации Костромской области музей природы получил статус филиала музея-заповедника. С 2004 г. музей являлся самостоятельной организацией. С 1 декабря 2018 года Отдел природы входит в состав Костромского музея-заповедника.
Костромской музей изобразительных искусств (1966 – 1989 гг.), Костромской государственный объединённый художественный музей (1989 – 2005 гг.).
С 1966 г. художественная общественность области получила возможность более полно реализовывать свои потребности – начал работу Костромской областной музей изобразительных искусств. Его директором В.Я. Игнатьев, до этого заведовавший художественным отделом музея-заповедника. Теперь, после переезда краеведческого музея, и в отличие от Картинной галереи, он занимал всё здание бывшего Романовского музея. Вновь созданный в Костроме музей поддержал Государственный Русский музей, предоставивший из своих фондов в течение года две выставки, включающие произведения русской живописи, графики и скульптуры XVIII – начала ХХ веков. В 1967 г. состоялась значительная по своему объему и качеству представленных произведений областная выставка костромских художников, посвященная 50-летию Октябрьской революции.
Наиболее ярким событием в художественной жизни города 1960-х годов стала «Ретроспективная выставка», подготовленная молодыми сотрудниками музея Виктором Яковлевичем Игнатьевым, Альбертом Васильевичем Кильдышевым и Евгением Васильевич Кудряшовым. Они проделали огромную работу по розыску и спасению произведений художников, живших и творивших в нашем городе в 1910 - 1930-х гг., в первую очередь тех, кто был репрессирован и погиб в застенках НКВД. Спустя три десятилетия костромичи вновь увидели работы Бориса Николаевича Царнаха, Геннадия Николаевича Трегубова и многих других. Был спасен целый пласт художественной культуры нашего города.
В 1971 г. министерство культуры СССР издает новую Инструкцию по учету и хранению фондов художественных музеев и в стране начинается работа по созданию сводного научного каталога музейного фонда СССР. Для научного руководства этим процессом в НИИ культуры создан специальный сектор, сотрудники которого разработали типовые схемы научного описания музейных предметов и требования к научному каталогу художественных произведений. В работу по каталогизации своего музейного фонда включился и Костромской областной музей изобразительных искусств. Началась систематическая работа по изучению отдельных произведений коллекции и созданию научного каталога всего собрания музея. В результате в Ленинградском издательстве «Художник РСФСР» в 1980 г. вышел в свет первый том каталога музейного собрания «Русское дореволюционное искусство», а в 1984 – второй «Советское искусство».
Значительным событием культурной жизни Костромской области и даже всей страны стало открытие творчества талантливого художника второй половины XVIII века Григория Островского. Портреты дворян Черевиных и их родственников, поступившие после революции в Солигаличский краеведческий музей из усадьбы Нероново, увидели искусствоведы Виктор Игнатьев и Альберт Кильдышев в 1972 г. во время научной командировки. Потребовалось немало сил и энтузиазма, чтобы столичные искусствоведы и реставраторы обратили на них внимание. Благодаря поддержке руководителей области удалось отреставрировать в Москве в Центральных научных реставрационных художественных мастерских имени академика И.Э. Грабаря под непосредственным руководством Савелия Васильевича Ямщикова сначала 16 портретов Григория Островского, а затем и другие произведения провинциальных художников из фондов Костромского областного музея изобразительный искусств, Чухломского и Солигаличского краеведческих музеев.
Научные сотрудники Музея изобразительных искусств возглавили работу по исследованию фондов других музеев области. Елена Васильевна Сапрыгина провела большую работу по изучению и атрибуции этих произведений, а также по выявлению до сих пор полностью не восстановленной биографии Григория Островского.
В 1973 г. сначала в Москве, в Центральном Доме художника прошла выставка «Солигаличские находки», а затем в Ленинграде в Русском музее состоялась более объемная выставка «Костромские портреты XVIII-XIX веков». Они вызвали целую серию публикаций в периодической печати.
Необычная находка ждала сотрудников музея в экспедиции по Кологривскому району. В д. Шаблово было обнаружено художественное наследие широко известного сегодня художника и писателя Ефима Васильевича Честнякова. В состав той экспедиции 1968 г. входили главный хранитель Владимир Васильевич Макаров, реставратор Геннадий Николаевич Корф и старший научный сотрудник Вера Николаевна Лебедева. Нужно было обладать высоким профессионализмом, чтобы в темных обветшавших холстах увидеть удивительные творения талантливого, ни на кого не похожего художника.
В 1985 г. в Костроме состоялась VI Зональная выставка «Художники Нечерноземья». К этому событию в Костроме был отреставрирован и приспособлен для выставочной деятельности Трапезный корпус тогда бывшего Богоявленского монастыря, в реставрацию которого областные и городские власти вложили немало сил и средств, расселили десятки семей, проживавших в нем. После закрытия Зональной выставки Трапезный корпус вместе со штатом сотрудников передали Костромскому музею изобразительных искусств. Министерство культуры РСФСР и Союз художников СССР подарили музею большое количество произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства.
В 1989 г. в Костромской областной музей в качестве директора возвратился В.Я. Игнатьев, некоторое время (с 1983 г.) работавший в Костромском музее-заповеднике. По инициативе директора музей получил название «Костромской государственный объединенный художественный музей». Музей имел три филиала в районных центрах с. Парфеньеве, п. Красное-на-Волге и в п. Островское.
Однако в январе 1990 г. Костромская епархия обратилась в областное Управление культуры с просьбой передать ей комплекс зданий Богоявленского монастыря, включающего и Трапезный корпус. 5 мая 1991 г. Костромской городской совет народных депутатов принял решение о передаче здания Трапезного корпуса Богоявленского монастыря Костромской епархии без предоставления музею взамен другого здания. Несмотря на сложность и неоднозначность ситуации, ни епархия, ни музей не пошли на конфронтацию и почти год существовали вместе в одном здании Трапезного корпуса.
После завершения Путча 19 августа 1991 г. на основе Указа Президиума РСФСР «Об имуществе КПСС» от 25 августа 1991 г. № 90 был ликвидирован Дом политического Просвещения, занимавший здание на улице 1-го мая. Это здание предполагали передать Дворцу пионеров, теснившемуся в здании бывшего Дворянского собрания на проспекте Мира. В это политически сложное время коллектив музея (В.Я. Игнатьева не было тогда в городе) взял на себя ответственность за судьбу музея. Сотрудники музея обратились с письмом в областной и городской советы народных депутатов с просьбой передать музею здание бывшего Дворянского собрания. Поддержку коллективу оказал заместитель начальника Управления культуры А.А. Голубев. Благодаря твердой позиции председателя облисполкома Валерия Петровича Арбузова на основании решения исполкома Костромского областного Совета народных депутатов от 3 сентября 1991 г. №303 здание Дворянского собрания было передано Костромскому государственному объединенному художественному музею. В 1993 г. к историко-культурному фестивалю «Вехи» отреставрированное здание Дворянского собрания распахнуло двери для посетителей.
Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (2005 г. - настоящее время).
В 2005 году в результате реорганизации два существовавших ранее государственных учреждений культуры – «Костромской государственный объединенный художественный музей» и «Костромской государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник «Ипатьевский монастырь» – были объединены в «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», который стал крупным музейным объединением. Оно включает головной музей в городе Костроме и 8 музеев-филиалов, расположенных по всей территории области в её районных центрах – исторических городах и поселках. Численность сотрудников музейного объединения превышает 300 человек. В собрании музея хранится почти 600 тысяч музейных предметов. Огромная музейная коллекция, ставящая музей в один ряд с крупнейшими областными музеями страны, является наследием более десяти музеев, существовавших в Костроме и регионе в разное время и в разных зданиях. Наличие филиалов придает музею статус областного, а несколько уникальных зданий – памятников истории и архитектуры (здание бывшего Дворянского собрания, Романовский музей, здание Пожарной каланчи, здание бывшей Гауптвахты, здание бывшей коммерческой биржи, здание усадьбы губернатора, городской дом Н. А. Вознесенской, а также один из корпусов Рыбных рядов и здание Шорных рядов) – делают музей одной из главных достопримечательностей областного центра, местом отдыха, развлечения и образования для всех поколений костромичей и туристов.