«Подвиг Ивана Сусанина и «Тайная вечеря»: московские студенты впервые проходят реставрационную практику по масляной живописи в Костромском музее-заповеднике
7 студентов. 6 бесценных произведений искусства. В Костромском музее-заповеднике вновь проходят реставрационную практику столичные студенты. Причём впервые — по реставрации масляной живописи.
Студенты Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова приезжают на практику в Костромской музей-заповедник уже 14 лет. Надёжное сотрудничество музея и вуза давно стало дружбой, нисколько не утратив — напротив, укрепив профессиональную составляющую. Каждое лето будущие реставраторы работают с предметами из фондов музея. При их участии восстановлены десятки старинных икон. Новация этого года — реставрация живописных произведений.
5-курсница факультета реставрации живописи (кафедра реставрации станковой масляной живописи) Анастасия Кочкурова трудится над картиной Василия Иорданского «Катание молвитинских шапошников». Предварительно реставрационный совет музея, детально исследовав картину, поставил «диагноз»: осыпи красочного слоя по периметру, раздублирование холста от фанеры, деформация основы. Каждое действие с произведением искусства тщательно продумано, работа идёт под чётким руководством куратора практики и сотрудников музея. И вот итог: очень скоро картину смогут увидеть посетители Сусанинского филиала Костромского музея-заповедника.
Ещё две работы тоже отправятся в Сусанинский краеведческий музей. Над крупным полотном Алексея Баранова «Подвиг Ивана Сусанина» трудятся сразу две студентки РАЖВиЗ. Обеспыливание и освобождение от загрязнений работы такого формата — сложная задача. Холст должен быть в идеальном состоянии и с лицевой, и с оборотной стороны. За время практики Анастасия Знатнова и Александра Леонова справились с укреплением аварийного участка полотна, устранением деформации основы, подведением грунта на участок с отсутствующим авторским грунтом, профилактической заклейкой. Принимая работу студенток, заведующий отделом реставрации Костромского музея-заповедника Антонина Шувалова воскликнула: «Сусанин — он там!»: фигура народного героя отчётливо просматривается под слоем микалентной бумаги.
Знакомый с детства пейзаж предстаёт перед нами, когда студентка Юлия Райбац и руководитель практики, доцент кафедры реставрации станковой масляной живописи РАЖВиЗ Наталия Чаплыгина бережно переворачивают на лицевую сторону третью картину. Это копия знаменитого полотна Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Проблемы полотна: деформация по углам, осыпи грунта с красочным слоем по изломам грунта, неравномерное лаковое покрытие, общее загрязнение. В процессе реставрации удалось расчистить подпись автора, художника Василия Иорданского, который передал произведение в дар Сусанинскому музею.
И уже традиционно в нашем музее работают будущие специалисты по темперной живописи. Анастасия Макаричева, Татьяна Пименова и Дарья Терехина под руководством профессора кафедры реставрации темперной живописи РАЖВиЗ Марины Бережной восстанавливают иконы. Зачастую до реставрации неизвестен даже сюжет произведений. Но после кропотливой, бережной расчистки из-под вековых наслоений проступают фигуры, а в процессе дальнейшей работы удаётся восстановить изображённые на иконах лики. Так случилось и в этот раз: неопределённый ранее образ оказался «Тайной вечерей». Как правило, для полного восстановления икон недостаточно лишь летней студенческой практики, процесс может занять несколько лет — либо в реставрационных мастерских Костромского музея-заповедника, либо в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
Заглянем в реставрационные мастерские? Здесь мы увидим, как происходят разные процессы и услышим, что говорят о своей работе и о нашем музее студенты и педагоги Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
Смотрите видео по ссылкам:
https://vkvideo.ru/video-52761023_456239544
https://t.me/kosmuseum/4240
