Посетителям
Лесная школа
В дневниках у зверят, учеников Лесной школы, появились «двойки». Но ребята помогут своим лесных друзьям исправить оценки.
Справившись с кознями Королевы «двоек», дети выручат лесных школьников и получат заслуженную награду от Королевы «пятёрок».
Минимальная группа — 15 человек.
Место проведения — отдел природы Костромского музея-заповедника (ул. Молочная гора, 3).
Продолжительность — 45 минут.
Стоимость — 300 руб./чел.
Телефон для справок и записи +7 (4942) 31-70-71, +7 (4942) 51-38-29.
Возрастное ограничение 6+.
Кострома заповедная
Минимальная группа — 15 человек.
Продолжительность — 45 минут.
Стоимость - 300 руб./чел.
Телефон для справок и записи 51-38-29.
Возрастное ограничение 6+.
Паук и компания
- увлекательная и познавательная игра,
- знакомство с пауками, палочниками и жуками. Некоторых можно взять на руки).
Минимальная группа — 15 человек.
Место проведения — Отдел природы Костромского музея-заповедника (ул. Молочная гора, 3).
Продолжительность — 1 час 30 минут.
Стоимость — 300 руб./чел.
Телефон для записи и справок 51-38-29
Рекомендуемый возраст — от 1 класса (6+).
Вокруг печки
Радушная слободская хозяйка поведает гостям о жизни, быте и традициях крестьянской семьи.
А уж после гости сами по хозяйству похлопочут: попробуют ухватом чугунок из печки достать, бельё рубелем (деревянным «утюгом») погладить да крупу разобрать.
Во время программы для всех гостей — чай с пряниками.
По желанию, по окончании программы гости могут посетить обзорную экскурсию по территории «Костромской слободы».
Минимальная группа — 15 человек.
Место проведения — архитектурно-этнографический отдел «Костромская слобода» (ул. Просвещения, 1Б)
Продолжительность:
- без экскурсии — 45 минут,
- с экскурсией — 1 час 30 минут.
Стоимость:
- без экскурсии — 300 руб./чел.,
- с экскурсией — 500 руб./чел.
Телефон для справок и записи 51-38-29.
Полезные ископаемые Костромской области
Занятие может проводиться на базе вашего образовательного учреждения.
Продолжительность: 45 минут
Группы от 15 до 25 человек
Стоимость для организованных групп (на базе музея) - 300 руб./чел.
Стоимость для организованных групп (на базе образовательного учреждения) - 400 руб./чел.
Суперхищники костромских лесов
Сколько неведомого хранит природа! За каждым камушком, каждым деревцем от нашего взгляда может скрываться что-то любопытное. Но в то же время в природе нас может подстерегать настоящая опасность!
Например, хищники! Они — цари лесов.
О хищниках складывают сказки. Их имена «скрывают» в кроссвордах и ребусах.
Но сами хищники не намерены прятаться: они покажутся гостям музея, чтобы напомнить о себе.
В программе:
- знакомство с хищниками Костромской области;,
- игры, викторины, задания.
Минимальная группа — от 15 человек.
Место проведения — отдел природы Костромского музея-заповедника (ул. Молочная гора, 3).
Продолжительность — 45 минут.
Стоимость — 300 руб./чел.
Телефон для справок 51-38-29.
Возраст — 5-6 класс.
Переполох в музее
Поиск пропавшего экспоната станет не только интересным, но и полезным мероприятием, если всё это проходит в отделе природы.
Стать палеонтологом и поучаствовать в раскопках — реальность, которая ближе, чем вы думаете.
- знакомство с животными Костромской области;
- поиск пропавшего экспоната.
Минимальная группа — 15 человек.
Продолжительность — 45 минут.
Стоимость — 300 руб./чел.
Телефон для справок 51-38-29.
Возрастное ограничение 6+.
200 миллионов лет назад
На мероприятии представлены интересные палеонтологические находки, обнаруженные на территории нашего края.
Экспонаты не только можно, но и нужно трогать руками!
Минимальная группа: 15 человек.
Место проведения: отдел природы (ул. Молочная гора, 3)
Продолжительность: 45 минут
Стоимость: 300 руб./чел.
Телефон для справок: 51-38-29.
Обзорная экскурсия по Костроме
Стоимость:
1-6 человек — 1500 рублей с группы,
7-20 человек — 2000 рублей с группы,
от 21 человека — 3500 рублей с группы.
Экскурсия по городу в составе сборной группы
Продолжительность — 2 часа.
Экскурсии проводятся по субботам и воскресеньям в 11.00 и 15.00 по предварительной записи.
Внимание! Минимальное количество человек в группе, чтобы экскурсия состоялась, — 3 человека.
Стоимость билета:
взрослый — 600 рублей,
детский (от 8 до 16 лет) — 500 рублей,
дети до 7 лет включительно — бесплатно.
Обзорная экскурсия по городу в вечернее время (с 18:00 до 21:00)
Продолжительность — 2 часа.
Стоимость:
1-6 человек — 2500 рублей с группы,
7-20 человек — 3000 рублей с группы,
от 21 человека — 4500 рублей с группы.
Телефон 8(4942)31-68-37.
Вокруг печки
Радушная слободская хозяйка поведает гостям своим о жизни, быте и традициях крестьянской семьи. А уж после гости сами по хозяйству похлопочут: попробуют ухватом чугунок из печки достать да бельё «деревянным утюгом» – рубелем – погладить. По окончании программы для всех гостей – чай с пряниками.
В программу включена обзорная экскурсия по «Костромской слободе».
Место проведения: Архитектурно-этнографический отдел Костромского музея-заповедника «Костромская слобода» (ул. Просвещения, 1Б)
Интерактив + экскурсия
Продолжительность: 1,5 часа
Стоимость: 500 руб./чел.
Минимальная группа — 15 человек.
Телефон для справок и записи: 51-38-29
Сырный день в Дворянской усадьбе
Именно в этом доме по-настоящему ценят сыр и почитают его за подлинное произведение искусства. А кабинет хозяйки - истинный кладезь ценнейших сведений о знаменитом костромском продукте.
Не забудут радушные хозяева попотчевать гостей сырной тарелкой - по всем правилам сырного этикета.
И, разумеется, никто из гостей не уйдёт без подарка: каждый увезёт с собою очаровательный сувенир, созданный своими руками.
Милости просим, господа, к нам на Сырный день!
Место проведения: здание Дворянского собрания (пр-т Мира, 7)
Продолжительность: 1 час 15 минут
Стоимость: взрослые — 500 руб./чел.; дети — 400 руб./чел.
Минимальная группа: 15 человек
Телефон для справок и записи: 51-38-29
Приглашение на бал
Имеем честь пригласить Вас на бал в один из прекраснейших особняков столицы Костромской губернии!
Вас ждут романтичная атмосфера старинного дома, безграничное радушие хозяев, утончённые манеры, танцы и превесёлые забавы.
Головокружительный вихрь танцев, увлекая за собой, настроит струны Вашей души на мажорный лад, а лик Ваш одарит ярким румянцем.
Вы узнаете, как в XIX веке принято было держать себя, дабы не почли Вас за невежу.
Устроители бала не позволят Вам скучать и позаботятся о том, чтобы визит в Кострому оставил у Вас наиприятнейшие впечатления!
Место проведения: здание Дворянского собрания (пр-т Мира, 7)
Минимальная группа: 15 человек
Интерактивная программа
Продолжительность: 1 час 30 минут, 1 час.
Стоимость: 500 руб./чел., 300 руб./чел.
Телефон для справок и записи: 51-38-29
Мятьё
Мятьё – это изламывание стебля с целью отделения кострики от волокна. Мяли лен в банях, предварительно посадив его на «грядки», т.е. жерди, которые устанавливались под самым потолком. Горячий лен легче мнется, а отмять его надо было очень хорошо, чтобы подготовить к дальнейшей обработке. Не зря говорили: «мни лен доле – волокна будет боле», «не домнешь лен мялкой, так помянешь за прялкой».
Лен отминали при помощи мялки, очищая волокно от кострики, которая составляет около 80% всего снопа, а волокно лишь 20%.
В Костромской области бытовали мялки наклонные и горизонтальные. Старинные наклонные мялки делались из копани – цельного небольшого дерева, вырытого с корнем; корень служил ножками, а било вырезано из ствола. Горизонтальные мялки позднего типа делались из отдельных кусков дерева на 2-х или на 4-х ножках с небольшим ножевидным билом.
Прядение
Прядение – наиболее трудоемкий и длительный процесс во всем комплексе обработки льна. Прядение – это получение нити из волокна, для чего употребляется прялка (пряха, прялица, пресница). В некоторых местах Костромской губернии роль веретена выполняли самопрялки.
Прядением занимались обычно по вечерам в будние дни, начиная эту работу с октября и заканчивая на масленице, чтобы наткать и успеть побелить полотно на насте. «Весна близка – нити не вити», «не до прялья прялье – весна красна» - так говорили в народе.
Прядение – это чисто женская работа, не зря говорили: мужик не прядет, да без рубашки не ходит; а баба и прядет, да не по две носит.
Прялки
Самопрялка
Веретено
Трепание
Отмятый лен трепали. При трепании счищается оставшаяся кострика и грубые частицы волокна. Во время трепания женщины надевали шубы и шубейки, чтобы защитить от ударов колено, или же использовали кожаный наколенник (наколеношник). Прядь льна – повесмо (пучок, моток льняных или пеньковых ниток. Начиная с мятки, счет льну и ведется уже не снопами, а горстями, или повесмами) берется в левую руку, в правую – трепало, и, расправив лен на колене, вскользь ударяют трепалом вдоль повесма.
Трепало
Трепали лен два раза. От первого трепания остаются отрепья (омелье, одержи), которые использовали на конопатку и на витье толстых веревок. После второго трепания волокно становится более чистым, при этом остаются так называемые «чистые одержи» или «съемки», которые шли на подбивку одеял, вместо ваты, а после их прядения на половики, портянки, мешки, а так же на витье тонких веревок.
Чесание
Чесание – дальнейший процесс сортировки волокна и растягивание волокон в одном направлении. При тщательной обработке лен чесали два-три раза, используя при этом железные щетки, гребни, щети из свиной щетины. Во многих местах Костромской области волосяная щеть была единственным орудием чесания льна. Женщины клали горсть трепаного льна на колени и придерживая лен левой рукой за конец, правой рукой чесали щетью.
Гребень
Щеть
Щеть металлическая
О ЖГОНСКОМ ЯЗЫКЕ
Жгонский язык — разновидность офенского, то есть языка бродячих торговцев. Он являлся условным языком костромских ремесленников-пимокатов и использовался для того, чтобы профессиональные разговоры не были понятны окружающим. Впервые о жгонском языке писал ещё Владимир Даль, а в 1950-е годы материал для книги о нём собирал Александр Громов — поэт, лексикограф, уроженец Мантуровского района Костромской области. В итоге язык был зафиксирован в трёх районах нашего края — Макарьевском, Мантуровском и Нейском. Вот что Александр Вячеславович писал в своей книге «Жгонский язык» (2000 год издания):
«Почти все мужчины нашей деревни, и мой отец в их числе, были пимокатами-отходниками, жгонами. Как только кончались летние полевые работы, они отправлялись на жгонку, на чужую сторону, в другие районы своей области и в другие области — до Сибири включительно. Этот отхожий промысел вызывался нуждой, необходимостью зарабатывать деньги на хлеб, которого всегда не хватало в нашей деревне. Ходили на жгонку обычно по двое — хозяин-мастер с работником, начинающим пимокатом. Отходничество продолжалось два-три месяца — от начала сентября до Николы-зимнего (21 декабря по н. с.), а у особо старательных — до Крещения (19 января по н. с.). Большинство пимокатов стремились ходить на жгонку на одно знакомое им место, называемое по-жгонски «киндоводство». (…) [Жгонский язык] служил для общения между пимокатами, разговаривавшими на этом языке в присутствии посторонних людей, которых было нежелательно посвящать в секреты своего ремесла. Нередко в годы Великой Отечественной войны солдаты-жгоны использовали тайный язык в письмах домой.
Жгонское отходничество в моей деревне и в других близлежащих местах прекратилось в 60-е годы XX в. В результате утратилась и необходимость в особом условном языке пимокатов, и в настоящее время он находится на грани полного исчезновения».
Часть слов жгонского языка была позаимствована из других — марийского, мордовского, татарского и иных. Часть же просто придумана или значения обычных слов заменены на другие, неожиданные. Некоторые слова мы до сих пор используем в бытовой речи, а часть слов используется в слэнговой, тюремной лексике.
Вот несколько примеров из жгонского языка:
Арбез — парень.
Басаргулька — овечка.
Башковый, вашкетный — быстрый, скорый.
Белешина — деревня.
Бус — пьяница.
Валгаж — день.
Емлёха — лошадь.
Жукла — корова.
Замалашили — заночевали.
Зевак — рот.
Комлюха — шапка.
Кус — нож.
Маштара — приспособление для битья овечьей шерсти.
Обвихаться — жениться, обвенчаться.
Перт — дом.
Трубинские — дрова.
Туар — топор.
Упаки — валенки.
Шишкулять — резать.
Шош — плохой.
Мас на упаке зонт, зашленить пор — На валенке дырка, надо бы заделать.
А хлил вовчан и малашту не кимавши по кумар с кокуром мар, как не шошно, а жихморить пор — Шли мы день и ночь, не спавши по 32 часа, как ни плохо, а жить-то хочется.
У, керя, в ряхе безбилетников уло хляет! Захливаем из перта — Ну, брат, в этом доме только тараканы одни! Пошли-ка отсюда.
Инструменты для валяния
Рубель — брусок с ручкой и поперечно расположенными зубцами или обмотанный толстой проволокой.
Каталка — круглая палка диаметром 7-8 см.
Рюшина — палка с чуть закруглённым концом, длина её равна размеру валенка.
Скалка — кусок трубы или дерева с ручками по краям. Иногда её заменяли на железный стержень, кусок арматуры и т. п.
Отбой — палка из твердой древесины с загнутым концом.
Коза — плаха или бревно с длинным пазом, в который забиты заостренные дощечки. По сути, это тот же рубель, только раза в два шире, повёрнутый зубцами кверху. Такое бревно могло крепиться на четырех ногах, чтобы на нем удобно было работать сидя. Иногда вместо тёрки могли использовать стиральную доску, прикрученную к краю стола.
Колодки — приспособление для поддержания формы валенка в процессе его изготовления. Колодки для валенок сборные, состоят из носа, трёх частей для голенища (правило, задник, средник) и клина.
Шерстобитный снаряд — снаряд для перебивания шерсти, взрыхления её и отделения сора. Представлял собой крепкую длинную палку, чаще берёзовую, с натянутой струной. Взрыхление шерсти производилось погружением струны в шерсть и её вибрацией. Весь сор проваливался через деревянную решётку над которой располагалась струна.
Шерстобитная машина — механизм для чесания шерсти и её взбивания. Путём вращения ручки в действие приходила система валиков через которые прогонялась шерсть.
МАСТЕРСКАЯ ПИМОКАТА
Костромской край входит в так называемую зону рискованного земледелия — из-за климатических особенностей здесь часто случались неурожаи. В таких условиях особое значение приобретали крестьянские промыслы и ремёсла. Если не удавалось вырастить достаточное количество продовольствия — в дело шли деньги, заработанные крестьянами-ремесленниками. По данным рубежа XIX и XX веков в различных промыслах было занято почти 90% крестьянских хозяйств.
Широкое распространение в Костромском крае получил валяльно-катальный промысел. Крестьяне-пимокаты снабжали тёплой зимней обувью как жителей родной деревни, так и других регионов страны — среди них было много отходников, которых называли «жгонами». Пимокаты-отходники надолго, часто на несколько месяцев, уходили из дома работать «на стороне» — в других деревнях или даже губерниях. Особенно много «жгонов» было в Макарьевском, Мантуровском и Нейском районах Костромской области.
Технология валяния валенок складывалась на протяжении веков и местами сохраняется по сей день почти что в первозданном виде. На выставке «Мастерская пимоката» показаны инструменты и основные этапы изготовления валенок.
Шерсть с овец состригали специальными ножницами, которые делали местные кузнецы. В XIX веке стали выпускать и фабричные ножницы с тем же принципом работы. После того, как шерсть была сострижена, её промывали в горячей воде, просушивали и расчёсывали на гребнях или металлических чесалках.
Для отделения сора и взрыхления шерсть перебивали с помощью шерстобитного снаряда или «струны». Обработка шерсти с его помощью происходила без предварительного мытья и очистки. Шерсть, подготовленную к взбиванию размещали на деревянной решётке. На основу снаряда натягивали верёвку средней толщины и располагали так, чтобы струна почти касалась шерсти. По струне били «билом» — небольшим куском дерева с выемкой для руки и утолщением на рабочем конце. Струна, прикасаясь к шерсти, взбивала её, рыхлила и отделяла сор, который проваливался сквозь решётку. Позднее для взбивания и расчёсывания шерсти стали использовать механические шерстобитные станки.
Вышедшая после станка шерсть представляла собой единый пласт с однородной волокнистой структурой, который можно свернуть в рулон. Его выравнивали, выкраивали валенок и катали с помощью рубеля. После этого заготовку смачивали в горячей воде и придавали валенку форму. Это длительный, трудоёмкий процесс, требующий терпения и усидчивости. На козе — рубель повёрнутый зубцами вверх — валенку ровняли подошву. Уже почти готовый валенок насаживали на колодки и на 6-8 часов отправляли в печь для просушки, предварительно достав оттуда угли. На валяние одной пары при хорошем навыке уходил целый день. Учитывая, что у ремесленника-пимоката были и обычные дела по дому, то зачастую работа заканчивалась только ночью.
Масленица
11:00 – 15:00 Масленичное угощение, шашлыки, блины и выпечка
11:00 – 14:00 Весенние мастер-классы: масленичные куклы, мячики-раскидайчики, солнечный оберег, 150 руб. (3)
11:45 – Зачин праздника на главной сцене (7)
12:00 – Концертная программа
12:00 – Глинтвейн «по-костромски». Гости широкого гуляния смогут принять участие в приготовлении горячего напитка на костромской лад (4)
12:30 Главная сцена. Розыгрыш беспроигрышной лотереи. 50 билетов и 50 подарков
Покорение масленичного столба:
12:30 — детский (1)
13:00 — взрослый (6)
11:00-15:00 — масленичный столб «Солнышко» - для самых маленьких гостей (2)
Масленичный костёр
13:30 – фольклорный ансамбль «Венец» и ратоборческий клуб «Буян»
14:00 – кульминация праздничного гуляния – сжигание соломенного чучела